Меню Закрыть

Опыт пчеловода из Волгограда

Опыт пчеловода из ВолгоградаПереехали жить в Волгоград. Климат здесь резко континентальный, и в связи с этим возникли трудности с зимовкой, так как у меня не было опыта содержания пчел в условиях продолжительного безоблетного периода.

Зимовка уносила часть семей, а оставшиеся сильно ослабевали. В первые годы после переезда в Волгоград постоянно искала выход из этого положения: организовывала отводки, пускала в зиму лишние семьи и т. д. Все это меня не устраивало, так как делало хозяйство громоздким, а зимовка все равно проходила неудачно. Постепенно начала складываться своя технология. Поняла, что отводки на полную рамку Дадана — роскошь, так как надо много пчел для их заселения, а это ослабление основных семей. Почему я обо всем этом пишу? Дело в том, что к мысли перевести основные семьи в ульи на узковысокую рамку я пришла именно благодаря работе с отводками. Ульи для отводков сделали специально на этот размер на 1/2 рамки Дадана (218×300).

Если делать ульи для отводков из корпуса дадановского улья, то перегородки съедают свободное пространство и рамочки получаются узкими. Улей для отводков делим крестообразно на четыре узко — высоких отделения, под рамочное пространство 50 — 60 мм. Летки расположены с двух сторон улья, по два с каждой. В таких ульях матки облетываются хорошо, не теряются, так как все отделения окрашены в разные цвета и над каждым летком прибиты объемные ориентиры, вырезанные из 10-миллиметровой фанеры (ромбы, круги, квадраты и др.). В каждое отделение помещаем восемь рамочек, которые весной соединяем попарно и раздаем в зимовалые основные семьи под засев. При заселении отделения в него вставляем две такие рамочки с расплодом на выходе и еще стряхиваем пчел с одной полной рамки с открытым расплодом из основной семьи. В дальнейшем, как только матка начнет откладывать яйца, семья в отделении быстро набирает силу.

Эти отводки меня очень выручают: пчел для их заселения надо мало, а развиваются они очень хорошо, себя полностью обеспечивают кормами, да еще и мне дают сотовый мед. Матки в первый год жизни не изнашиваются, а главное, эти 800 — 900 г пчел отлично зимуют. Взаимный обогрев и как бы общий клуб помогают им выйти из зимовки чистыми-бодрыми, почти без подмора. Их отличная жизнеспособность позволяет интенсивно развиваться весной, и уже с мая я их считаю полноценными семьями, правда, добавляю при этом по рамке расплода на выходе от перезимовавшей семьи, которая в прошлом сезоне была основной. В текущем сезоне она будет уже донором или маткой-помощницей, расположенной в корпусе над основной семьей. Но так у меня получилось потом. А сначала, посмотрев, какими вышли из зимовки отводки в узковысоком отделении, решила перевести все основные семьи на узковысокие рамки. Сделала это просто, приделав к дадановским рамкам переворачивающиеся плечики из плотного алюминия.

Наше ульевое хозяйство прежде состояло из десятирамочных корпусов с отъемными доньями. Чтобы избежать больших материальных затрат, сделали нижние корпуса на узковысокую рамку с прибитыми доньями. Сзади устроили дверцы для чистки дна и других целей. Теперь в активный сезон весь улей выглядит так: нижний корпус на 13 узковысоких рамок, боковые стенки у этого корпуса из 10-миллиметровой фанеры. За счет сокращения толщины стенок мы выиграли место еще для одной рамки, их теперь стало 13. На этот корпус помещаем два 10-рамочных корпуса, рамки в них расположены горизонтально и на теплый занос. В третьем корпусе работает матка-помощница. На нижнем корпусе до последней откачки меда лежит разделительная решетка. Матку-помощницу убираем за 12 — 15 дней до цветения подсолнечника, когда распускаются цветки донника, осота и др. Это делаем для того, чтобы увеличить медосбор, то есть освободить пчел-кормилиц для лётной работы в поле.

Основная матка всегда находится в нижнем узковысоком корпусе, и постепенно в этом корпусе семья готовится к зимовке: соты заполняются медом и пергой, пчелы запрополисовывают все щели, делая восковые наросты, с боков и сверху смыкают рамки. Мед из этого корпуса я не беру и летом в него почти не заглядываю. Осенью можно формировать гнездо, но можно этого и не делать, так как сами пчелы всегда все хорошо устраивают. Обычно в конце сентября отбираю лишние медовые рамки и отправляю на склад, сохраняя для весеннего развития, потом их буду подогревать, распечатывать, сбрызгивать и ставить за диафрагму семьям. Последние три весны семьи пчел после облета не сокращаю — нет надобности. В зиму они уходят на восьми-девяти рамках, плотно обсиженных пчелами. Зимуют в необогреваемом помещении, нуклеусы — на верхнем стеллаже.

По поводу меда я хочу сказать пчеловодам, что мы должны отбирать у пчел только его излишки, а сколько их будет — зависит от наших знаний и опытности. Не надо считать, сколько оставлено в зиму меда и сколько можно было бы выручить денег, если бы отобрали больше. На натуральном меду пчелы будут здоровее, легче перенесут болезни (варроатоз, аскосфероз и др.), лучше перезимуют, а весной быстрее будут развиваться и в благодарность за все принесут доход.

Отводки организовываю 10 -15 мая. Маток вывожу сама. К1 июня все матки в отводках уже плодные, мечу их цветной меткой, каждый год разной.

Таким образом, сейчас в моем хозяйстве четко отработана система, с помощью которой я имею в основных семьях каждый год высокопродуктивных маток второго года жизни. Каждая у меня живет три сезона: 1-й — в нуклеусе, 2-й — в основной семье и 3-й сезон работает как матка-помощница.